Гульнар Танкаева; «Когда в арабской стране муж трижды говорит женщине «талак!» («развод»), она должна уйти из его дома, в чем есть»

У нас как-то не принято проводить интервью «между собой», коллеги же. На самом деле, мне кажется, можно и нужно. Потому что кому как не нам рассказывать людям о себе? Если уж и измерять успех, то точно не деньгами. Богатый внутренний мир, вот что раскрывает гостья, когда задаешь ей самые обычные вопросы и получаешь удивительные ответы, от женщины, посвятившей себя непростой профессии  — журналистике.  Известная в Казахстане журналистка Гульнар Танкаева.  Я выбрала для записи интервью именно ее накануне 8 марта (2019г.), так как читая ее инстаграм и аккаунт в фб, поняла, что у Гульнар есть, о чем рассказать читателям.

Как мне показалось, Гульнар Танкаева обладает чутким восприятием действительности…

 

SofiyaMustafayeva:

—              Гульнар, когда вы увлеклись старой Алма-Атой?

 

Gulnar Tankayeva:

— Я не могу сказать, что это мое увлечение. То есть старая Алма-Ата — это город, в котором я жила, и мне бы хотелось, чтобы он в какой-то степени сохранился. Чтобы можно было по-прежнему «здороваться» со зданиями — например, с домом, в который меня водили даже еще не детский сад, а в ясли, и т.д. Стало ли это увлечением? Наверное, нет. Может быть, просто способ жить (я сначала написала «выжить», но потом поменяла слово).

 

SofiyaMustafayeva:

— Гульнар, выжить и жить, это как есть и как было в Алма-Ате и стало в Алматы?

У вас в связи с интересным подходом к зданиям архитектуры, ведь не каждый намеревается здороваться со зданием, это же вы в них душу, наверное, чувствуете?

 

Gulnar Tankayeva

— В каких-то зданиях точно есть и душа, и характер. Например, она была в знаменитых «косых» домах, но их снесли вместе с душой. Но они, эти душа и характер, могут быть и в относительно новых, и в совсем новых зданиях — например, каждый раз, проходя мимо «Столичного центра» на Кабанбай батыра, я чувствую что-то такое — даже не неприязнь, и не неприятие, просто — «что-то». Но я с ним я не здороваюсь.  И, наверное, нужно еще небольшое пояснение, насчет «здороваться со зданиями». Пожалуй, я больше здороваюсь с домами, на которых есть мемориальные доски. Потому что во многих случаях я была в них, в этих домах, общалась с этими людьми… Я уже писала в своем Instagram: когда я иду к своей сестренке по улице Валиханова, я здороваюсь с домом, на котором написано: «Здесь жил Калтай Мухамеджанов».

 

SofiyaMustafayeva:

— У вас наверняка, есть своё видение — какой стала Алматы? То есть, вот тут я и немного неправильно пишу — стал — Алматы. Смотрите — была — Алма-Ата. Стал — Алматы — что думаете о переименовании нашего города?

 

Gulnar Tankayeva:

Мне бы не хотелось отвечать на вопрос о переименовании, а что до того. каким стал город, он стал разным. Он и был разным. Но теперь он… совсем разный.

Раньше в городе были разные районы, от «Золотого квадрата» до » Татарки», каждый — со своим характером, своеобразным и сильным. И о каждом районе можно было рассказать тысячу историй — в том числе, кстати, и про «Орбиту», и про микры. Сейчас изменилось именно это. У новых районов по понятным причинам нет историй, но почему нет характера — это другой вопрос.

 

SofiyaMustafayeva:

— Есть история Алматы, и мы в ней все участники, на наших глазах сотворилась история со столицей. Но вопрос традиций народа — это из разряда старинного и красивого. Вы интересно пишете и изучаете женские украшения, это новый проект ваш?

 

Gulnar Tankayeva

Ответ: Это совсем не новый проект, да и я не уверена, что это можно назвать проектом. Я просто о них пишу об этнических украшениях. Центральноазиатских. В первый раз — еще в газету «Караван», по-моему, в конце девяностых, когда ездила в «Шебер-аул». У меня так бывает достаточно часто, когда герои и темы материалов остаются со мной надолго. В данном случае вполне может быть, что на всю жизнь.

 

SofiyaMustafayeva:

— Вы можете рассказать об истории появления одного из украшений, я попытаюсь просто навести на мысль, потому что в буковках трудно картинку описывать)) Это когда на все пять пальцев надеты колечки и выведены цепочками на браслет, надеваемый на запястье. Очень красиво выглядит, что значит это украшение?

 

Gulnar Tankayeva:

— Это бесблезик. Только совершенно не обязательно, чтобы у него были пять колец, самый распространенный вариант — три, все разной формы.

 

SofiyaMustafayeva:

— Как переводится название?

 

Gulnar Tankayeva:

— Бес — пять, блезик — браслет. Но, думаю, нельзя просто переводить. Это скорее просто название, термин, как браслеты-кафы. Например.

 

SofiyaMustafayeva:

— В разговоре до интервью, вы сказали, что раньше женщины относились к украшениям, как к «доспехам»

 

Gulnar Tankayeva:

— Немножко не так. Я приводила слова нашего известного ювелира Сериккали Кокенова: он сказал мне, что на создание женских украшений наших ювелиров когда-то вдохновили воинские доспехи. Этим он объяснял, например, массивность западно-казахстанских украшений, самых знаменитых.

 

SofiyaMustafayeva:

— Ювелиры создавали как бы «прообразы» доспехов, в виде украшений?

 

Gulnar Tankayeva:

— Ну и здесь можно говорить о защитной функции центральноазиатских украшений. Это украшения-обереги: от дурного глаза, от злых пожеланий, от чьей-то зависти… чем не доспехи?

 

SofiyaMustafayeva:

— Знаете ли, доспехи и украшения, по назначению, по функционалу, сильно разнятся. Хотя, обереги, народное — от зависти, от злых духов… многое же есть именно в виде украшений. Что у вас самое любимое — в оберегах, или просто украшениях

 

Gulnar Tankayeva

— Любимое украшение?

 

SofiyaMustafayeva:

— Да, в чем вы любите ходить на работу — какие это украшения. На тусовки…

 

Gulnar Tankayeva

— На тусовки я национальные украшения редко ношу. И это — возвращаясь к вопросу о разнице между доспехами и украшениями. Я всегда надеваю этнические украшения, когда мне нужна защита, своеобразная «броня» — и не было случая, чтобы они не помогли мне. И еще один момент, о котором я всегда пишу в своих постах в Instagram: в чем еще достоинство казахских украшений — в том, что они великолепно смотрятся с любым черным свитером и джинсами. А так любимого, отдельно — нет.

 

SofiyaMustafayeva:

— Гульнар, действительно важно для любой женщины знать эти тайные священные что ли вещи — про украшения, может быть тогда будет меньше бед? Уточняю — они отражают, видимо, что-то в виде плохой энергии, или как это работает? Может быть, просто вспомните – какой случай, когда вам помогли украшения?

 

Gulnar Tankayeva:

— Никогда не была уверена в том, что нужно точно знать. По моему опыту, причем я говорю не только о себе, но и о своих знакомых, человек просто чувствует: сегодня, или даже на этом этапе жизни, ему нужно носить «родные» украшения. И носит.

 

SofiyaMustafayeva:

— То есть, на уровне интуиции?

 

Gulnar Tankayeva:

— Можно привести конкретный пример — про уки аяк, украшение, которое пришивалось к спинке камзола, чтобы защищать от злых взглядов в спину.

 

SofiyaMustafayeva:

— Это для мужчин такое было, или для женщин больше, оно из чего было сделано?

 

Gulnar Tankayeva:

Ответ взяла из моего поста в инстаграме, вот он, этот пост, от 19 апреля 2018 года:

«Когда все вокруг, как у попугая Кеши в мультике — кошмар, трагедия, ужас — надо обороняться. Защищаться всеми способами и силами, от всех и от вся. А это самое «все», как известно, так и норовит подобраться к тебе со спины. Так вот, именно на этот случай у нас есть — та-дам! — специальное украшение. Называется «уки аяк», то есть когти филина. И я не буду здесь и сейчас долго говорить о том, какое значение имел образ филина для казаха-кочевника, только скажу: очень важное. Поэтому на шапочку девочке прикрепляли перья филина — от сглаза. Поэтому появилось украшение, по форме похожее на когти — оно защищало от злых взглядов, направленных в спину. И раньше его так и носили — то есть пришивали по центру к спинке камзола. Сейчас, конечно, никто так не делает, уки аяк перебрался на грудь, став практически подвеской, но… если все вокруг, как у того попугая (не филина, заметьте!) — кошмар и ужас — почему бы не надеть уки аяк на спину?

 

SofiyaMustafayeva:

— Украшения в Казахстане — особенная тема для исследования. Много почитала об этом, здесь сложно даже с названия понять, что бы это значило. Но вопрос еще остался о другом. Ведь женщины украшения надевали ради привлечения внимания мужчин. У всех народностей так…

 

 

Gulnar Tankayeva:

— Я уже говорила вам перед интервью: я не согласна с утверждением, что женщины надевали и надевают украшения для привлечения мужчин. Есть другие цели, в том числе — совершенно утилитарные. Можно даже взять банальный, набивший оскомину пример: когда в арабской стране муж трижды говорит женщине «талак!» («развод»), она должна уйти из его дома, в чем есть. Именно поэтому, согласно легенде, арабская (или вообще мусульманская) женщина носит на себе если не все украшения, то — самые дорогие.

 

И единственная красивая даже не легенда, а история, которую любили/любят казахские писатели, как пример — Мухтар Ауэзов — это о звоне шолп (накосных украшений) любимой.

Это из серии » я милую узнаю по походке»: казахский жигит узнавал любимую по звону шолп в ее косах. Если девушка была живой и шустрой — он слышал звонкий «динь-динь-динь», если степенной — торжественное «доннн, доннн»…

 

 

SofiyaMustafayeva:

— И я сейчас задаю вам последний, наверное, на сегодня вопрос — про то, как вы относитесь к тому, что перед 8 марта у наших мужчин случается прямо-таки ажиотаж?

 

Gulnar Tankayeva

— Что касается моего отношения к ажиотажу перед 8 Марта — да никак я к нему не отношусь. Равно как и к самому празднику. Мои ученики (я понимаю, что все задают странный вопрос, когда я говорю «мои ученики» — «вы преподавали?» Нет, я не преподавала, но за 30 лет в журналистике я вырастила немало учеников)… так вот, мои ученики, поздравляя меня с 8 Марта, всегда говорят: «С праздником, Гульнар! Хотя вы и говорите, что нет такого праздника». Так вот: нет такого праздника. Есть день, когда больше 15 000 женщин прошли маршем, требуя сокращения рабочего дня и равных c мужчинами условий оплаты труда. А потом его превратили — в частности, в СССР — в полную противоположность. По смыслу 

 

__________________

 

На этом мы поставили точку, потому что глюки фейсбука по времени не регулируемые, но точно после 21 часа ежедневные,  не позволили пользоваться мессенджером. И не ясно кому тут предъявлять за неудобства – Цукербергу или кому поближе, местным специалистам неяснокакойкомпании?

 

Как бы там ни было, я благодарю Гульнар Танкаеву за содержательное интервью!

 

И поздравляю всех подписчиц с наступающим 8 марта!  Тема следующего интервью – будет опубликована после того, как мы с гостем утвердим время и дату записи.

#интервьювживую #СофияМустафаева #interviewalive #SofiyaMustafayeva

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2025: Sofiya Mustafaoglu | Awesome Theme by: D5 Creation | Powered by: WordPress